201808.27
0
3

Недаром говорят — «Повторение — мать учения». Не смотря на то, что с момента принятия вступления в силу новелл о порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям прошло три года (Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ. — прим.), процедурные механизмы обкатываются, но в целом понимания процедуры — у налогоплательщиков — нет.

Не зная как работает моховик государственной машины, под жернова попасть куда проще. Поэтому я предлагаю описание в краткой и доступной форме порядка возбуждения уголовных дел; какие предупредительные меры необходимо предпринять; какие действия предпринимать при задержании или при проведении допросов.

Оговорюсь, что каждый блок этой проблемы требует детализации, и подробного обзора, но по мере сил будут отражать эти вопросы в следующих публикациях.

Оценка рисков связанных с принятием Федерального закона от 22.10.2014 № 308-ФЗ. План предупредительных мер

Федеральный закон от 22.10.2014 г. №308-ФЗ внес изменения в порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Новеллы вступили в силу 22 октября 2014 года. Составы налоговых преступлений содержатся в ст. 198-199.2 УК РФ. К ним относятся:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
  • неисполнение обязанностей налогового агента;
  • сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Ранее уголовные дела могли возбуждаться только по результатам налоговых проверок, что предусматривала ст. 144 УПК РФ. При этом материалы в следственные органы могли направляться только после неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в течение двух месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки, штрафов и пеней. Следовательно, это обеспечивало процессуальные гарантии:

  • проведения проверки специализированным органом –  территориальными инспекциями ФНС России;
  • возможность отстоять свои права в суде, через оспаривание решения налогового органа как ненормативный правовой акт, устранив ответственность или снизив меры ответственности;
  • добровольно исполнить требования налогового органа, устранив ответственность.

Теперь, перечень оснований расширен.

  1. Материалы направляются налоговыми органами в СКР на основании решения о привлечении к ответственности согласно п. 3 ст. 32 НК РФ.
  2. Уголовное дело может быть возбуждено СКР по сообщениям о преступлении из органов дознания (территориальные ОВД, ОБЭП).

Общий порядок.

В течение 3 дней следователь направляет копию сообщения с материалами и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки в Управление ФНС России по соответствующему субъекту, в структуре которого находится территориальный налоговый орган. На ответ Управлению ФНС России по субъекту в СКР отводится 15 суток.

В результате проверки сообщения Управление ФНС России по соответствующему субъекту выносит заключение:

1) о наличии нарушений и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам в случае, если ранее проверка проводилась, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения судом;

2) о факте проводимой налоговой проверки, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если проверка ранее не проводилась.

После получения заключения налогового органа следователь принимает не позднее 30 суток решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

ВАЖНО!

Однако, следователь может возбудить уголовное дело и до заключения инспекции или информации (указанных выше) при наличии повода (сообщение о преступлении) и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).

Примечание: Уголовные дела по ст. 198-199.2 УК РФ могут возбуждать только следователи СКР на основании сообщения о преступлении или постановления прокурора (п. 43 ст. 5, ст. 38, 140, 146, пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

ВАЖНО!  Дознаватели ОВД не вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 28.1, п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ).

Риски, связанные с принятием Федерального закона от 22.10.2014 № 308-ФЗ.

  • Расширение процессуальных прав СКР за счет права возбуждать уголовное дело до момента получения заключения специализированного органа ФНС России о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения.
  • Право совершать срочные уголовно-процессуальные действия в рамках предварительного следствия: применение мер пресечения (подписка о невыезде, заключение под стражу — по налоговым составам не применяется — прим.); выемка документов и предметов для целей собирания доказательств (изъятие документов, носителей информации); обыск; допросы должностных лиц налогоплательщиков.
  • Расширение функций правоохранительных органов в части оценки материалов, которые могут приводить к различной квалификации нарушений налогового законодательства.
  • Формирование разных подходов к ответственности за нарушение налогового законодательства.
  • Рост количества возбужденных дел по налоговым  преступлениям без оценки налоговых правонарушений специализированным органом – ФНС России.
  • Увеличение коррупционной составляющей при рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении;
  • Использование как спекулятивного рычага для давления на предпринимателей, как выгодоприобретателей собственного бизнеса.
  • Снижение качества следствия и материалов уголовных дел о налоговых преступлениях.

Предупредительные меры

  1. Порядок работы с документами и внутренними носителями.
  2. Инструктаж должностных лиц, владеющих значимой информацией.
  3. Подготовить примерный опросник для должностных лиц.
  4. Адвокат, который всегда на связи и может оперативно включится в процесс. Если нет адвоката рядом — любой адвокат с улицы, безопаснее предложенного следователем.
  5. Ведение документации, хранение документации.
  6. Безопасность корпоративной переписки. Ограничить специализированную лексику и пересылку через личную почту значимой информации.
  7. Разработать внутреннее положение, регламентирующее действия при проведении следственных действий.
  8. Инструктаж о порядке проведения допросов.
  9. Подготовка к допросам.

Действия при задержании и допросе.

1. Если Вас застали «врасплох» задержанием, приходом непосредственно в офис для допроса — не терять самообладание.

2. Если Вас просят пройти с сотрудниками прямо на улице, следует обязательно предпринимать следующее:

  • остановиться, и никуда не идти (сесть  в автомобиль, на лавку или просто стоять);
  • потребовать демонстрацию служебных удостоверений сотрудников;
  • требовать составления протокола задержания. Иначе без протокола задержания невозможно исчислить время вашего задержания, которое не может превышать 3 часов по правилам УПК РФ).
  • ВАЖНО. Если же вы стушевались и пошли самостоятельно, то Вы пошли добровольно и срок задержания будет исчисляться с момента оформления протокола уже только в отделении полиции!
  • Стойте на месте неподвижно (буквально), не покидайте машину, или сидите на лавке, до той поры пока не составят протокол задержания.
  • Держите руки всегда в карманах, никаких вещей от сотрудников полиции не принимайте, не помогайте и не держите ничего из их вещей в руках. Стойте буквально как столб. Это не может быть квалифицировано как противодействие.

3. Если Вас силой повели или повезли в ближайшее ОВД, громко заявить или кричать дежурному: «Меня задержали без протокола! Отразите в журнале!». Как правило такая головная боль дежурному по отделению не нужна и ситуацию с задержанием будут выяснять.

4. При проведении допроса — можно предоставить информацию о себе: ФИО. дата рождения и проч.

5. Важно различать — допрос и опрос. \
Допрос по уголовному делу — обязанность. Протокол становится доказательством по делу и менять его потом сложно и в основу показаний будет взят именно первый допрос. Необходимо подходить к формулированию ответов взвешенно и осторожно.
Опрос — это разговор с сотрудником, который также фиксируется. Но это Ваше право беседовать или нет.

6. Для понимания нацеленности следователя на получение той или иной информации — позволить ему задавать вопросы, что позволит раскрыть предмет его интереса.

7. На вопросы, отвечать однозначно — да или нет. В случае сомнений — отказываться от ответа со ссылкой на  ст. 51 Конституции России.

8. При начале допроса без адвоката, молчать, отказываясь на ответ со ссылкой на ст. 51 Конституции, так как любой вопрос может затронуть ваши права, и стать свидетельством против себя самого. Изменение показаний — неблагоприятный признак и обладает негативным свойством.

9. Если пришли к вам домой или в офис и намерены провести допрос, требовать, чтобы в вашем присутствии выписали повестку о вызове на допрос.
На повестке будет дата прихода сотрудников. Отмечая получение повестки — укажите дату и время ее вручения, что позволить уверенно сослаться, что вы были лишены права на защиту.

10. Если Вам предлагают адвоката сотрудники полиции, НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ!
Любой адвокат с улицы безопасней подставного адвоката полиции или СКР.

11. На давление сотрудников — не реагировать, не позволить лишнего. Они тоже люди. Но с властными полномочиями.

Примечание: Уголовное преследование по налоговым преступлениям, предусмотренным ст. 198-199.1 УК РФ, может быть прекращено, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ), под которым понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, подтвержденном соответствующим расчетом налогового органа (ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Оставить коментарий

Ваш e-mail адрес не опубликован. Исправьте отмеченные поля *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.