Своевременная и взвешенная защита должна обеспечиваться с самого начала налоговой проверки. Активная позиция на стадии проверки позволит, во-первых, предупредить злоупотребления со стороны должностных лиц налогового органа, дисциплинировав проверяющих, во-вторых, устранить налоговые притязания и снизить частично или полностью налоговые доначисления на стадии принятия налоговым органом решения по итогам рассмотрения материалов проверки.  

Как любой административный процесс с участием государства, так и налоговая проверка обладает собственными процедурными особенностями, знание которых позволить продемонстрировать уверенность налогоплательщика в собственной позиции перед оппонентом.

Обмен документами и возражениями в их содержании — это профессиональная форма диалога юристов с юристами или представителями государственного органа, которая не только доносит позицию, но и закрепляет доказательственные факты, на которые можно опереться в будущем, если придется опустить забрало и стать по разные стороны в зале суда.

В этой связи, особое значение на этом этапе придается закреплению доказательств о нарушениях процедуры, которые способны существенно повлиять на разрешение спора при рассмотрении апелляционной жалобы на решение в вышестоящий налоговый орган в порядке ст. 140 НК РФ.

Невзирая на то, что качество проведения проверок существенно возросло и должностные лица инспекций не допускают грубые процедурные ошибки, тем не менее, пренебрегать внимательным контролем над процедурой с самого начала проверки не стоит. Досудебная стадия способна обеспечить быстрый результат, как следствие активной позиции на стадии проверки.

Следует отметить, что незаявленные на стадии рассмотрения жалобы возражения не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, можно условно выделить несколько самых важных принципов, которыми следует руководствоваться при проведении проверок.

Во-первых. Скрупулезная оценка законности и обоснованности вынесенных в рамках проверок актов и решений с самого начала: оснований, формы, содержания, сроков, полномочий.

Во-вторых. Выработка порядка и форм коммуникации с проверяющими: порядок передачи документов (форма, состав, описание документов), оценка состава передаваемых документов на наличие ошибок и значимой информации.

Примечание. Давать лишь то, что не способно навредить. Не давать все подряд в надежде потрафить проверяющим – не все документы могут быть представлены. Они не наши коллеги, а противники.

В-третьих. Участвовать в мероприятиях налогового контроля (допросы свидетелей, осмотры помещений, проведении экспертиз и проч.), готовиться к ним и возражать на них письменно, в случае недостатков.

В-четвертых. Знакомится с материалами проверки внимательно и последовательно: выписывать доводы, цитаты из документов, номера документов и даты, и также структурно возражать.

В-пятых. Работать сообща с контрагентами помогая друг другу в предоставлении значимой информации – полно, непротиворечиво.

АРБИТРАЖНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
СОПРОВОЖДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ДОСУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ
ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РИСКОВ
ВЫЯВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ РЕЗЕРВОВ